пʼятниця, 6 липня 2018 р.

МУЧЕНИК НИКИТА, СЫН ЦАРЯ МАКСИМИАНА.




   Мученик Никита Бесогон Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца – язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик и ставший уговаривать Никиту поклониться языческим идолам, чтобы избежать новых мучений. Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу, после чего к нему сошел с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него, а затем снял со своих ног железные оковы и побил ими беса, вынудив его признаться в своей дьявольской природе.

Память Никиты Бесогона в Православной Церкви традиционно праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского († 372 г.), военаначальника – христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха. По этой причине еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же святому. В XVII веке апокрифическое житие Никиты Максимианова сына, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а его имя исчезло из церковного календаря. Почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века.

С именем святого Никиты связаны две средневековые заклинательные молитвы, в которых явилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно – обережного характера иконографическая композиция Никита, побивающий беса была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воспроизведениями считаются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображением Николая Чудотворца и Никиты с бесом.

В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный мученику Никите, восходящий к Новозаветному апокрифу: «Сказание о Никитиных мучениях». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях».

Как принято считать, наибольшее распространение этот сюжет имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.

ОПИСАНИЕ. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА
ОГЛАВИЕ Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие в верхней оконечности.
ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Плохо сохранившаяся надпись. Угадываются буквы "НКИ", т.е. буквы, содержащиеся в имени Святого Никиты.
СРЕДОКРЕСТИЕ В углубленном крестообразном ковчежце - рельефное ростовое изображение святого Никиты, стоящего в трехчетвертном повороте влево (относительно смотрящего - вправо). Никита облачен в короткополую подпоясанную одежду. В высоко поднятой правой руке он держит вервие (палку?), замахиваясь на стоящего слева беса, которого держит левой рукой за волосы. Бес имеет антропоморфный облик, изображен спиной к Никите.
ПРАВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте к центру.
ЛЕВАЯ
ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Иоанна Богослова в трехчетвертном повороте к центру.
НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение святителя Николая Чудотворца.
ОПИСАНИЕ. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
СРЕДОКРЕСТИЕ Ростовая фигуры Архангела Михаила.

В последнее время бытует мнение, что изображение ростовой фигуры Архангела Михаила на подобных крестах, целенаправленно уничтожалось или до изготовления самого креста или после. Причиной называется присоединение к Москве Тверского княжества в 1485 году Иваном III, и последующее истребление любого напоминания о нем. Ведь Архангел Михаил являлся символом независимого Тверского княжества.
ДАТИРОВКА XV-XVI вв. Тверь или Старица
Сквозное отверстие в верхней оконечности вместо оглавия характерно для мелкой пластики Твери и Старицы кон. XIV-XVI вв.

Память Никиты Бесогона в Православной Церкви традиционно праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского († 372 г.), военаначальника – христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха. По этой причине еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же святому. В XVII веке апокрифическое житие Никиты Максимианова сына, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а его имя исчезло из церковного календаря. Почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века. 
С именем святого Никиты связаны две средневековые заклинательные молитвы, в которых явилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно – обережного характера иконографическая композиция Никита, побивающий беса была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воспроизведениями считаются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображением Николая Чудотворца и Никиты с бесом. 
В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный мученику Никите, восходящий к Новозаветному апокрифу: «Сказание о Никитиных мучениях». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях». 
Как принято считать, наибольшее распространение этот сюжет имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.
ОПИСАНИЕ. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ОГЛАВИЕ Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие в верхней оконечности. ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Плохо сохранившаяся надпись. Угадываются буквы "НКИ", т.е. буквы, содержащиеся в имени Святого Никиты. СРЕДОКРЕСТИЕ В углубленном крестообразном ковчежце - рельефное ростовое изображение святого Никиты, стоящего в трехчетвертном повороте влево (относительно смотрящего - вправо). Никита облачен в короткополую подпоясанную одежду. В высоко поднятой правой руке он держит вервие (палку?), замахиваясь на стоящего слева беса, которого держит левой рукой за волосы. Бес имеет антропоморфный облик, изображен спиной к Никите. ПРАВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте к центру. ЛЕВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Иоанна Богослова в трехчетвертном повороте к центру. НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение святителя Николая Чудотворца.ОПИСАНИЕ. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА СРЕДОКРЕСТИЕ Ростовая фигуры Архангела Михаила. 
В последнее время бытует мнение, что изображение ростовой фигуры Архангела Михаила на подобных крестах, целенаправленно уничтожалось или до изготовления самого креста или после. Причиной называется присоединение к Москве Тверского княжества в 1485 году Иваном III, и последующее истребление любого напоминания о нем. Ведь Архангел Михаил являлся символом независимого Тверского княжества. ДАТИРОВКА XV-XVI вв. Тверь или Старица Сквозное отверстие в верхней оконечности вместо оглавия характерно для мелкой пластики Твери и Старицы кон. XIV-XVI вв.


Память Никиты Бесогона в Православной Церкви традиционно праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского († 372 г.), военаначальника – христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха. По этой причине еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же святому. В XVII веке апокрифическое житие Никиты Максимианова сына, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а его имя исчезло из церковного календаря. Почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века.

С именем святого Никиты связаны две средневековые заклинательные молитвы, в которых явилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно – обережного характера иконографическая композиция Никита, побивающий беса была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воспроизведениями считаются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображением Николая Чудотворца и Никиты с бесом.

В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный мученику Никите, восходящий к Новозаветному апокрифу: «Сказание о Никитиных мучениях». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях».

Как принято считать, наибольшее распространение этот сюжет имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.

ОПИСАНИЕ. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА
ОГЛАВИЕ Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие в верхней оконечности.
ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Плохо сохранившаяся надпись. Угадываются буквы "НКИ", т.е. буквы, содержащиеся в имени Святого Никиты.
СРЕДОКРЕСТИЕ В углубленном крестообразном ковчежце - рельефное ростовое изображение святого Никиты, стоящего в трехчетвертном повороте влево (относительно смотрящего - вправо). Никита облачен в короткополую подпоясанную одежду. В высоко поднятой правой руке он держит вервие (палку?), замахиваясь на стоящего слева беса, которого держит левой рукой за волосы. Бес имеет антропоморфный облик, изображен спиной к Никите.
ПРАВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте к центру.
ЛЕВАЯ
ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Иоанна Богослова в трехчетвертном повороте к центру.
НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение святителя Николая Чудотворца.
ОПИСАНИЕ. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
СРЕДОКРЕСТИЕ Ростовая фигуры Архангела Михаила.

В последнее время бытует мнение, что изображение ростовой фигуры Архангела Михаила на подобных крестах, целенаправленно уничтожалось или до изготовления самого креста или после. Причиной называется присоединение к Москве Тверского княжества в 1485 году Иваном III, и последующее истребление любого напоминания о нем. Ведь Архангел Михаил являлся символом независимого Тверского княжества.
ДАТИРОВКА XV-XVI вв. Тверь или Старица
Сквозное отверстие в верхней оконечности вместо оглавия характерно для мелкой пластики Твери и Старицы кон. XIV-XVI вв.

Память Никиты Бесогона в Православной Церкви традиционно праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского († 372 г.), военаначальника – христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха. По этой причине еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же святому. В XVII веке апокрифическое житие Никиты Максимианова сына, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а его имя исчезло из церковного календаря. Почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века. 
С именем святого Никиты связаны две средневековые заклинательные молитвы, в которых явилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно – обережного характера иконографическая композиция Никита, побивающий беса была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воспроизведениями считаются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображением Николая Чудотворца и Никиты с бесом. 
В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный мученику Никите, восходящий к Новозаветному апокрифу: «Сказание о Никитиных мучениях». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях». 
Как принято считать, наибольшее распространение этот сюжет имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.
ОПИСАНИЕ. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ОГЛАВИЕ Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие в верхней оконечности. ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Плохо сохранившаяся надпись. Угадываются буквы "НКИ", т.е. буквы, содержащиеся в имени Святого Никиты. СРЕДОКРЕСТИЕ В углубленном крестообразном ковчежце - рельефное ростовое изображение святого Никиты, стоящего в трехчетвертном повороте влево (относительно смотрящего - вправо). Никита облачен в короткополую подпоясанную одежду. В высоко поднятой правой руке он держит вервие (палку?), замахиваясь на стоящего слева беса, которого держит левой рукой за волосы. Бес имеет антропоморфный облик, изображен спиной к Никите. ПРАВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте к центру. ЛЕВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение Иоанна Богослова в трехчетвертном повороте к центру. НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ Погрудное изображение святителя Николая Чудотворца.ОПИСАНИЕ. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА СРЕДОКРЕСТИЕ Ростовая фигуры Архангела Михаила. 
В последнее время бытует мнение, что изображение ростовой фигуры Архангела Михаила на подобных крестах, целенаправленно уничтожалось или до изготовления самого креста или после. Причиной называется присоединение к Москве Тверского княжества в 1485 году Иваном III, и последующее истребление любого напоминания о нем. Ведь Архангел Михаил являлся символом независимого Тверского княжества. ДАТИРОВКА XV-XVI вв. Тверь или Старица Сквозное отверстие в верхней оконечности вместо оглавия характерно для мелкой пластики Твери и Старицы кон. XIV-XVI вв.








































































Немає коментарів:

Дописати коментар

Мы - Кладоискатели!

Загадочные древние солярные колёсики.